Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 12:30

МОУ "Кречетовская СШ"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кречетовская средняя школа»

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Утомление и переутомление при умственном труде

УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ ПРИ УМСТВЕННОМ ТРУДЕ

     Под утомлением понимают процесс временного снижения функциональных возможностей организма, возникающий вследствие длительной (интенсивной) работы и выражающийся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и нарушении физиологических функций). Субъективно оно проявляется чувством усталости, объективно — снижением работоспособности.
Утомление — это сложный физиологический процесс, определяемый изменениями, происходящими преимущественно в центральной нервной системе, а также в мышцах и других органах и системах. При утомлении, прежде всего, снижается функциональная работоспособность нервных центров. Меняются биохимический состав и свойства внутритканевой жидкости и крови, нарушается нормальная деятельность сердца и органов дыхания.

     Об этом, в частности, свидетельствуют изменения электрокардиограммы и характера саморегуляции кровообращения—из сердечного типа она переходит преимущественно в сосудистый. Длительному эмоциональному напряжению сопутствует также снижение амплитуды альфа-ритма на электроэнцефалограмме, при этом повышается так называемый тета-ритм («ритм напряжения»).

   Ухудшается и снижается способность удерживать внимание, формировать новые полезные навыки, понятия, расстраиваются старые автоматические навыки, ухудшается условно-рефлекторная деятельность, снижается творческая активность. При сильном утомлении нарушается характер ' ответной реакции организма на внешние раздражители. Возможны состояния, когда ответом на слабый раздражитель будет неадекватно сильный рефлекс, а на сильный —неадекватно слабый (в физиологии такой характер ответных реакций получил название парадоксальной фазы) либо на разной силы раздражитель следует одинаковая ответная реакция (уравнительная фаза).
Следует помнить, что развитие утомления и его сигнальные проявления очень индивидуальны.

     Утомление, не компенсируемое полноценным отдыхом и рациональной организацией повседневного труда, может
перейти в переутомление. Это состояние следует рассматривать уже как серьезное нарушение нормального физиологического функционирования организма, как предпатологию, а в известной мере и как патологию. При умственном труде состояние переутомления характеризуется отсутствием полного восстановления работоспособности к очередному рабочему дню, нарушениями сна (вплоть до стойкой бессоницы), астенизацией, снижением сопротивляемости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, повышением нервно-эмоциональной возбудимости. Такое состояние может приводить к ухудшению течения (обострениям) сердечно-сосудистых, бронхо-легочных, эндокринных, желудочно-кишечных я многих других хронических заболеваний, создает благоприятные условия для возникновения острой сердечно-сосудистой патологии (гипертонических кризов, инфаркта миокарда, острых нарушений мозгового кровообращения), декомпенсации сахарного диабета и др.

     Очень важно, и это должен помнить и учитывать каждый, что при умственном труде состояние переутомления  не столь демонстративно, как при физическом. В отличие, от напряженного физического труда занимающийся умственным трудом, даже находясь в состоянии переутомления, способен длительное время выполнять свои обычные профессиональные обязанности без заметного снижения обычного уровня трудовой активности и продуктивности.

     Избежать переутомления помогает рациональная организация труда. Глубоко заблуждаются те, которые полагают, будто многочасовое, едва ли не круглосуточное сидение над книгами и конспектами обеспечивает эффективное усвоение учебного материала.
Известный ученый-физиолог Н. Е. Введенский неоднократно ""обращал""внимание на то, что при умелом распределении умственного труда возможно развить громадную по своей продуктивности работу, но при том сохранить на долгие годы, а быть может и на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Физиологической основой продуктивной умственной работы являются следующие сформулированные им гигиенические требования: постепенное вхождение в труд, мерность и ритмичность труда, соблюдение привычной последовательности и систематичности в трудовой деятельности, правильное чередование различных форм труда и отдыха, общественная полезность труда и благоприятное отношение к нему общества.

   Чем интереснее труд, чем более он увлекает и чем рациональнее организован, тем длительнее сохраняет человек высокую работоспособность. Многие выдающиеся деятели науки, культуры до глубокой старости сохранили завидную работоспособность и ясность мысли. В их числе можно назвать известного мыслителя античного мира Демокрита (прожил 102 года), Гиппократа (99 лет), Ньютона , Гете (82 года), Канта (81 год) и многих других. Знаменитый итальянский зодчий Микеланджело одно из лучших произведений мировой архитектуры — собор св. Петра создал в 80-летнем возрасте.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кречетовская средняя школа»
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz